Камским автомобильным заводом в феврале 1976 года был выпущен первый автопоезд КамАЗ модификации 5320. Представлял он из себя трехосный бортовой грузовик с откидывающейся вперед цельнометаллической кабиной. Его назначение – перевозка всех видов строительных грузов, за исключением булыжника и скальных пород. Грузоподъемность такого тандема «KAMAZ + прицеп» составляла 16 тонн.
Общая характеристика автопоездов КамАЗ
Существует огромное количество модификаций базовых моделей этого автомобиля. Отличаются они между собой по предназначению и конструктивным особенностям.
Предназначение и преимущества
Бортовые автомобили-тягачи работают в основном с прицепами. Главное их предназначение – это перевозка различных грузов в составе автопоезда.
Как выглядит автопоезд с тягачом КамАЗ, можно увидеть здесь:
КамАЗы-самосвалы используют для перевозки навалочных и сыпучих грузов. Техника широко применяется в народном хозяйстве, строительстве и горнодобывающей промышленности.
За счет уменьшения длины и базы машины они обладают хорошей маневренностью, а тяговые качества повышаются за чет увеличения передаточного числа главной передачи.
Время разгрузки таких автомобилей значительно меньше по сравнению с бортовыми.
Бензовозы на шасси КамАЗ используются для транспортировки нефтепродуктов. Машины бывают двух модификаций: бензовозы и топливозаправщики. Они полностью соответствуют существующим экологическим стандартам.
К преимуществам относятся:
- Маневренность. Она достигается за счет наличия механической КПП. Хорошую управляемость обеспечивает усиленная рессорная либо пневматическая подвеска. Она улучшает проходимость машины по некачественному дорожному покрытию.
- Универсальность. Используется для перевозки сцепных устройств различной грузоподъемности и модификации. К ним относятся: автоцистерны, зерновозы, лесовозы, контейнеровозы и т. п.
- Экономичность. За счет большой грузоподъемности уменьшается себестоимость доставки крупных грузов.
- Комфортность. Просторная кабина оборудована системой кондиционирования и обогрева воздуха. Трансформируемое водительское кресло позволяет полноценно отдохнуть, шумопоглащающие экраны защищают от воздействия посторонних звуков.
- Простота в обслуживании и надежность.
Особенности конструкции
В автомобилях KAMAZ двигатель и радиатор расположены под сиденьями водителя и пассажиров. Чтобы получить к ним доступ, кабина откидывается вперед. Такое ее расположение улучшает обзор дороги. В качестве двигателя применяется четырехтактный дизель с непосредственным впрыском.
На КамАЗах-тягачах стоят восьмицилиндровые двигатели мощностью 210 л. с. и объемом 10,85 л. Используются двухдисковые сцепления, также имеется пневмоусилитель привода сцепления, понижающий усилия на педали. Присутствует пятиступенчатая коробка передач. Их переключение в делителе дистанционное за счет пневматического привода.
Сейчас КамАЗ вместе с фирмой Liebherr-International AG (Швейцария) работает над созданием нового перспективного двигателя, который полностью соответствует стандартам Евро-5.
Ширина рамы автомобиля составляет 865 мм. Она штампованная с расширением в зоне установки силового агрегата. Передние рессоры полуэллиптические длиной 1500 мм. Работа рессор осуществляется совместно с амортизаторами двойного действия. Задние имеют длину 1320 мм. Они также полуэллиптические со скользящими передними и задними концами.
Рулевое управление установлено со встроенным гидравлическим усилителем привода. Автопоезд оборудован четырьмя тормозными системами:
- рабочая;
- стояночная;
- вспомогательная;
- запасная.
При аварии предусмотрена возможность растормаживания пружинных энергоаккумуляторов.
Технические характеристики
Они зависят от модели машины. Чтобы их узнать, следует посмотреть на маркировку. В ней содержатся цифры, где первая обозначает полный вес транспортного средства в тоннах: от 1,2 тонны до 40 тонн и выше. Вторая означает тип машины и сферу работы (зерновоз, лесовоз, тягач и т. п.). Затем следует заводской номер.
КамАЗы также делятся по количеству осей:
- 2-осные (4×2);
- 3-осные (6×4);
- полноприводные 3-осные (6×6);
- 4-осные (8×4).
Отличаются модели KAMAZ и по грузоподъемности, которая составляет от 7 750 кг до 15 400 кг.
Используется клепанная рама швеллерного сечения. Тягово-сцепное устройство применяется типа: «Крюк-петля» и «Шкворень-петля».
Присутствует система подачи топлива раздельного вида.
Разновидности
При покупке габаритного автомобиля KAMAZ главным критерием является то, для каких видов работ его планируется эксплуатировать.
Он делится на следующие виды:
- тентованный;
- бортовой;
- зерновоз;
- лесовоз;
- сортиментовоз и др.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Тентованный
Этот грузовик представляет собой автомобиль с бортом, покрытый тентом. Основное его предназначение – это городские и пригородные перевозки, также они работают и на междугородних маршрутах.
Его преимущество заключается в защищенности груза в продолжение всего пути. Если необходимо транспортировать нестандартные грузы, то тент можно снять. При его изготовлении используются ткани ПВХ, которые не рвутся и не промокают.
Бортовой
Такого вида машины нужны для транспортировки всевозможных грузов и людей по всем видам дорог. Мощный двигатель и полный привод позволяют использовать этот автомобиль в труднодоступных местах.
Обладает повышенной грузоподъемностью, применяется для буксировки прицепов по любым типам местности. Отлично маневрирует на бездорожье.
Зерновоз
Автопоезд КамАЗ зерновоз представляет собой грузовую машину с кузовом увеличенного объема. Он предназначен для перевозки зерновых культур.
Камский автозавод выпускает десятки моделей и модификаций самосвалов этого вида. Они бывают двух типов: бортовые и с самосвальной платформой. Отличие одного от другого заключается в возможности саморазгрузки. Она бывает боковая, иногда добавляется задняя.
Лесовоз
Доставка древесины от лесозаготовительных хозяйств до пункта обработки осуществляется специальными автомобилями – лесовозами. Его кузов выполнен в виде платформы из металла с возможностью открытия боковых и заднего бортов. Также допускается установка тента.
Сортиментовоз
Используется для транспортировки лесоматериалов. Машина оборудована специальным краном-манипулятором, выполняющим погрузку и разгрузку различных пиломатериалов.
В этой модели КамАЗа присутствует погрузочная платформа. Она отгорожена от кабины водителя специальным заградительным щитом.
Другие виды
Бензовозы, или же топливозаправщики, используются для перевозки нефтепродуктов.
Седельные тягачи – самоходные грузовики, перевозящие различные грузы, прицепы, полуприцепы и несамоходные механизмы.
Шасси КамАЗ применяется в качестве монтажной базы для разной техники.
Самосвалы – автотранспорт, оборудованный саморазгружающимся кузовом. Основное их предназначение – это перевозка сыпучих, навалочных и полужидких грузов.
Отзывы водителей
«У меня КамАЗ 6520 2012 года выпуска, мощность двигателя 320 л. с. Машина хорошая, но небольшие поломки, конечно, случаются. Расход топлива приемлемый, а вот кабину трудно назвать комфортной. При полной загруженности иногда кажется, что автомобилю не хватает мощности, тяжеловато идет в затяжную гору. Будем надеяться, что в скором времени все исправят». Владимир, г. Омск
«В нашем распоряжении имеется два автомобиля KAMAZ 5490. Пробеги подошли к 60 000 км, расход топлива пока составляет примерно 36 л. На одной машине перетерлась трубка компрессора, выполнили пропайку и затянули через резинку. Была поломка: машина стояла 14 дней в сервисе в Набережных Челнах, искали свет на задние фонари. Все нашли по гарантии». Игорь, г. Ижевск
Послушать подробную характеристику автопоезда КамАЗ (все его преимущества и недостатки), которую дает дальнобойщик после 50 тысяч километров пробега, можно тут:
Где можно купить
Автопоезд КамАЗ 65207 + прицеп самосвал 878531 легко заказать на интернет-сайтах. Цена этого зерновоза составляет 7 210 000 рублей. Также на сайтах часто предлагают приобрести KAMAZ с полуприцепом (например, НефАЗ) по акции.
Автопоезд покупателю обойдется дешевле, чем если он будет отдельно приобретать седельный тягач и полуприцеп. При этом сэкономить получится от 250 000 рублей.
В последние годы КамАЗ с прицепом вышел на качественно новый уровень. Автопоезда различного назначения, выпускаемые заводом, составляют серьезную конкуренцию зарубежным маркам.