Прицепная техника, выпускавшаяся в бывших республиках СССР, отличалась тем, что была адаптирована к советским дорогам, условиям эксплуатации, прочностью, стойкостью к коррозии, совместимостью с седельными тягачами всего Союза.
Рассмотрим несамоходные транспортные средства (ТС), которые выпускались сначала в УССР, а потом и в независимой Украине. История предприятия, модельный ряд, общие технические характеристики – об этом в статье.
Полуприцепы завода ОдАЗ
Прицепная техника, выпускаемая в Одессе, почти незаметна на современных российских дорогах, но до сих пор активно используется в глубинке. Это «рабочие лошадки», выпущенные в советское время и в самом начале самостоятельного существования независимой Украинской республики.
История и современность
Завод образовался уже после окончания ВОВ на месте автомастерских, собиравших лендлизные Форды, Шевроле, Студбеккеры, Доджи.
С 1946 г. предприятие начало собирать прицепы с одной осью. С 1959-го с конвейера стали сходить семитонные полуприцепы (ПП) для КАЗов, ЗИЛов – ОДАЗ 784.
1963 г.: в серию пошел бортовой двухосный ПП КАЗ 717. Он уже мог перевозить 11 500 кг. Тогда же создан шеститонный ПП-рефрижератор, шестнадцатитонный ПП-фургон и полуприцеп ОдАЗ 828, используемый с тягачами ЗИЛ и Урал, перевозящими сложную аппаратуру (в основном для военных целей) массой до 5 500 кг.
С 1964 г. завод изготавливает ПП снаряженным весом 7,4 т модели 885 для грузовиков КАЗ, ЗИЛ. С 1965 г. в производство поступает ПП-фургон 749 модификации.
1972 г. знаменателен разработкой новой платформы модели 9987. А уже с 1976-го завод выпускает бортовой двухосный ПП, перевозящий до 13,7 т, в 2-х модификациях – платформа и каркасный тентованный ПП 9770.
В 1983 г. начинается производство скотовоза модели 9976, который может транспортировать 12 000 т и имеет один ярус. Одновременно с ним с конвейера выходят ОдАЗ 9977, двухъярусный, поднимающий 11 т, и ПП 9958 (один ярус, 8 т). Отличие этой вспомогательной техники заключается в том, что кузов, каркас, внутренняя, наружная обшивки изготовлены из алюминия.
После 1987 г. были выпущены бортовой ПП 9357, рефрижератор модификаций 47093 и 37793. Для того времени фургон выполнялся по передовой технологии с использованием сэндвич-панелей из листов алюминия.
После 1991 г. в Украине еще 9 лет завод выпускал самосвалы, прицепы, полуприцепы (фургоны, контейнеровозы, рефрижераторы, зерновозы), прицепы, подкатные тележки для ПП.
В 2001 г. завод OdAZ попал под рейдерский захват и до 2010 года не имел возможности выпускать продукцию. Когда предприятию вернулась собственность, оно должно было возобновить работу, собирая китайские автомобили, но проект так и не дошел до реализации.
С 2013 г. завод сдает производственные площади арендаторам и технику не выпускает и не продает.
Предназначение
Полуприцеп ОдАЗ, модельный ряд которого до 2001 года мог соперничать с самыми известными производителями Европы, выпускал легкие, прочные, долговечные вспомогательные ТС, применяемые:
- в строительстве и на карьерах (самосвальные ПП);
- для транспортировки охлажденных и замороженных продуктов (изотермические ПП);
- для сельскохозяйственных перевозок (зерновозы, скотовозы);
- для транспортировки товаров разного вида (фургоны);
- для военной спецтехники (платформы для С-300, лаборатории, фургоны связи).
Модельный ряд
Технические характеристики полуприцепа ОдАЗ позволяют на шасси, разработанные еще в СССР, ставить кузова разных назначений без потери производительности и эксплуатационных свойств.
Рефрижераторы (826, 833, 877, 878)
Изотермические ПП этой линейки выполнены из алюминия (рама, борта). Основой для всех модификаций является ОдАЗ-826. Его параметры:
ТТХ / номер модели ОдАЗ | 826 |
Оборудованный прицеп весит, кг | 2 580 |
Грузоподъемность, кг | 7 500 |
Длина, м | 6,385 |
Ширина, м | 2,455 |
Высота, м | 2,030 |
Объем кузова, м3 | 29,5 |
У ПП ОдАЗа-833 выделено 2 части. Впереди расположено машинное отделение (где находится холодильное оборудование), сзади – грузовое, в котором есть направляющие балки и двурогие крюки для перевозки туш.
ОдАЗ 877 и 878 отличаются тем, что у первого одноосный ходовой механизм, у второго – двухосная балансирная тележка.
Холодильные установки изотермической вспомогательной техники управляются автоматически.
ОдАЗ-9772
Это еще один ПП-рефрижератор. Может не только охлаждать содержимое, но и при необходимости обогревать.
Особенность термоизолированного полиуретаном кузова в том, что у него есть не только двухстворчатые двери сзади, но и одностворчатая боковая дверь.
Диапазон температур, поддерживаемый термической установкой – от минус 20 до плюс 12 градусов Цельсия.
ТТХ / номер модели ОдАЗ | 9772 |
Оборудованный прицеп весит, кг | 7 800 |
Грузоподъемность | 11 300 |
Длина, м | 8,37 |
Ширина, м | 2,5 |
Высота, м | 3,6 |
Объем кузова, м3 | 36,2 |
ОдАЗ 9786 – это более крупная модель рефрижератора. Сам он весит 11,3 т, его грузоподъемность – 22 т. А объем кузова составляет 60 м3.
ОдАЗ-9385
Эта модель с бортовой платформой оборудована двумя осями. Имеет сварную раму, состоящую из 2 лонжеронов, боковых обвязок и поперечин. Платформа ПП металлическая, с откидными боковыми и задними бортами.
Пневматическая схема полуприцепа ОдАЗ комбинированная. Стояночная аварийная система подключена на все колеса ПП. Одноприводная электросистема получает питание от седельного тягача (рассчитан для КамАЗа), напряжение 24 В.
ОдАЗ 9386 – это модификация 9385. Разница в платформе, которая у ПП 9386 короче на 84 см, и в массе вспомогательного ТС, которая у 9385 больше на 300 кг.
Другие модели
Для перевозки крупного рогатого скота в 1987 году были выпущены ПП 9958 и 9959 с кузовом, выполненном из цельнометаллических листов. До этих моделей борта скотовозов изготавливались из дерева. Для загрузки и вывода животных распашные двери устанавливаются в задней и боковой стенке.
ОдАЗ 93571 – это распространенный, бортовой ПП, собственный вес которого 2,97 т. При этом масса перевозимого груза – 11,4 т. Объем кузова – 11,3 м3.
Полуприцеп ОдАЗ-9370
Первые четырнадцатитонные ПП этой марки появились в 1974 году.
Свойства и параметры ПП 9370, его надежность, высокая проходимость сделали эту модель наиболее востребованной и покупаемой. Такие несамоходные ТС применяются в сельском хозяйстве, промышленности, используются в качестве военной техники.
Технические характеристики
Двухосный двускатный полуприцеп при собственном весе в 4,9 т может перевозить 14,2 т.
Максимальная скорость, с которой допускается использовать прицеп – 100 км/ч.
Длина платформы – 9,6 м, ширина – 2,6 м, высота борта – 2,03 м.
Площадь платформы 23 м2.
На заметку. По инструкции несамоходное ТС сохраняет работоспособность в диапазоне температур ± 40 градусов по Цельсию. Допустимая для эксплуатации влажность воздуха не должна превышать 75 % при 15 °C.
Модификации
Полуприцеп ОдАЗ 9370. Надежная и легкая конструкция покорили перевозчиков, в советское время фотографии этих полуприцепов постоянно фигурировали в статьях с полей, строек, военных учений.
Поэтому одесский завод максимально расширил линейку ПП, выпускаемых на шасси 9370. Эта модель выпускалась:
- в бортовом варианте;
- со съемными тентом, каркасом;
- в виде платформы;
- с деревянными дополнительными бортами.
Несамоходное ТС допускается оборудовать стойками бортов, выдвижными опорами.
Также отдельно продавалось шасси.
Где можно приобрести
Так как одесский завод уже 19 лет не выпускает знаменитые прицепы под маркой ОдАЗ, то купить такую технику удастся только с пробегом. Самый большой ассортимент ПП этой марки представлен на Авито, где размещено описание вспомогательных ТС, фото, сколько стоит.
Цена на полуприцепы начинается от 15 тысяч за модель 9357 (1989 года) и достигает 330 тыс. р. за ОдАЗ 9370 с новым кузовом, проводкой, тентом, перебранной ходовой.
Полуприцепы украинского завода зарекомендовали себя надежными «рабочими лошадками», которые прекрасно сцепляются с тяжеловозами российского и белорусского производства.