Управление полуприцепом задним ходом

Прицеп позволяет увеличить количество перевозимого груза, поэтому используется на легковых машинах и на крупногабаритных КАМАЗах. Управление этим дополнительным элементом имеет много особенностей, особенно когда речь идет о выполнении заднеходового маневра.

При этом нужно проявлять особую осторожность, соблюдать технику безопасности и следовать определенной инструкции.

Специфика управления полуприцепом

Сложность управления полуприцепом заключается в том, что во время езды на него действуют отдельные законы физики, плохо поддающиеся контролю со стороны тягача. Поэтому при резком маневрировании или торможении возможны заносы, которые влекут за собой повреждения перевозимого груза, а также создают опасность для всех окружающих объектов и людей.

Когда выполняется заднеходовой маневр

Управление полуприцепом задним ходом
Заднеходовой маневр.

Даже опытные водители предпочитают двигать полуприцеп только вперед, но в некоторых ситуациях без заднеходового маневра не обойтись.

Обычно его осуществляют, когда необходимо ехать обратно, а места для разворота нет.

Маневр также может выполняться для парковки полуприцепа задним ходом во время въезда на стоянку или выезда с нее, если вокруг стоят другие автомобили и объекты, делающие невозможным разворот машины.

Подготовка к движению задним ходом

Чтобы освоить управление полуприцепом задним ходом, водители сначала проду-мывают стратегию действий. После этого переходят к практическому обучению, тренируясь выполнять этот маневр на минимальной скорости. В результате прохождения такой подготовки загнать полуприцеп задним ходом не составляет труда.

Стратегия

Разработка стратегии движения задом состоит из логического анализа своих действий и определения их последствий.

Сюда относятся:

  • умение предугадать траекторию перемещения автоприцепа в зависимости от поворотов руля;
  • определение расстояния до объектов, находящихся вокруг;
  • расчет скорости езды;
  • выбор верного направления езды для предотвращения столкновений с окружающими объектами.

Практика

Практиковаться ездить задом наперед удобно на пустой стоянке.

При этом водителю рекомендуется следовать таким советам:

  • использовать дорожные конусы для ограничения нужного участка территории;
  • сначала отрабатывать навыки перемещения назад с длинным двухосным прицепом – им легче управлять;
  • выполнять все действия плавно, без спешки;
  • завершать практическую часть вождения уроком езды задом с коротким прицепом – он имеет всего одну ось, поэтому более подвижный и трудноуправляемый, чем длинный.

Наблюдение и контроль движения

Отрабатывая езду задним ходом с полуприцепом, водитель тренируется контролировать перемещение транспортного средства по заданной траектории.

Выезд фурой с полуприцепом назад
Обзор в окне заднего вида.

При этом опытный водитель постоянно наблюдает за ситуацией, выполняя такие действия:

  • регулирует зеркала заднего вида для хорошего обзора пространства позади машины;
  • следит за расположением окружающих объектов по отношению к траектории перемещения транспортного средства;
  • учитывает местонахождение предметов над дорогой (веток деревьев, проводов) – они могут зацепить верхнюю часть машины или тент, повредив его;
  • ставит позади автомобиля второго наблюдателя, корректируя свои действия по его сигналам.

Как сдавать задом с полуприцепом

Чтобы задним ходом загонять полуприцеп на парковку, нужно удобно расположить руки на руле машины и придерживаться правил выполнения поворотов.

Для аккуратного завершения маневра требуется определенное время, поэтому спешить и совершать резкие рывки влево или вправо нельзя. Подробная инструкция действий по такой езде описана в видео ниже.

Повороты

Во время езды задом повороты машины нужно выполнять по особому алгоритму действий:

  • перед тем, как сдавать назад, машину и прицеп ставят на одну линию;
  • для поворота медленно двигаются назад, а руль транспортного средства крутят в направлении, противоположном желаемой траектории перемещения;
  • плавно сдать назад, выкручивая руль в обратную сторону, или проехать немного вперед – это выравнивает соединение;
  • продолжают двигаться таким образом до тех пор, пока прицеп не встанет напротив поворота, медленно поворачивая руль соответствующим образом для сохранения выбранной траектории перемещения.

Как правильно держать руль

Двигаясь задним ходом с прицепом, удобно держаться правой рукой за самую нижнюю точку руля. Из такого положения легко повернуть влево или вправо, обеспечивая перемещение машины в нужном направлении.

Завершение маневра

Для завершения поворота машина и прицеп должны находиться на одной прямой. Когда последний станет напротив заезда, водитель плавно сдает назад или немного проезжает вперед, выкручивая руль влево или вправо. Это поможет убрать угол между дышлом и автомобилем. После выравнивания соединения медленно едут задом вперед, соблюдая прямолинейную траекторию движения.

Основные правила безопасной езды

Когда водитель трактора или КАМАЗа с прицепом сдает назад, некоторые участки пространства могут быть скрытыми от обзора, что усложняет оценку ситуации.

Поэтому рекомендуется соблюдать такие правила безопасности:

  • перед выполнением маневра проверяется исправность дышла, кабеля и цепей;
  • во время перемещения назад постоянно слегка поворачивают руль в нужную сторону, чтобы придерживаться выбранной траектории движения;
  • если прицеп отклонился от заданного курса, можно выровнять его, немного проехав вперед;
  • руль крепко обхватывают руками, чтобы он не выскальзывал;
  • нельзя интенсивно выкручивать руль при смещении траектории езды влево или вправо – это приведет к заносу.

Полезные советы

Чтобы научиться сдавать задом с полуприцепом, нужна регулярная практика.

Как фура с прицепом сдает назад
Разворот фуры с полуприцепом.

Неопытные водители при этом пользуются такими советами:

  • чтобы улучшить обзор, поворотный маневр задним ходом по возможности выполняется в сторону левого борта (для правосторонних машин удобно поворачивать направо);
  • при возникновении сомнений относительно безопасности дальнейшего перемещения задом лучше остановиться и выйти из кабины для объективной оценки ситуации;
  • новички тренируются на прицепах без высоких тентов, которые сильно затрудняют обзор;
  • если во время выполнения поворота водитель смотрит назад, то для удобства он поворачивает весь корпус, а не только голову;
  • задние колеса грузовика являются рулевыми для передней части автоприцепа, поэтому сначала выставляют их под нужным углом, а затем плавно сдают назад.

Когда заднеходовое движение невозможно

В некоторых случаях езда задним ходом с полуприцепом невозможна.

Маневр запрещено выполнять, если:

  • это создает опасность для других транспортных средств или людей;
  • дышло расположено под прямым углом к кабине автомобиля;
  • транспортное средство находится в тоннеле, на мосту, железнодорожном переезде, перекрестке или оживленной автомагистрали;
  • нужно выехать задом из узкой улицы на расположенную к ней под прямым углом другую тесную дорогу.

Во время езды задним ходом с полуприцепом водитель учитывает положение окружающих объектов и постоянно контролирует траекторию движения машины. После нескольких практических занятий даже новичок сможет успешно освоить этот маневр, если будет действовать плавно и помнить об основных правилах безопасности.

Детальная информация видна на видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector