Топливо является важным фактором работы транспортного средства. Пункт должен браться во внимание при покупке или аренде машин. От качества горючего зависят: потраченные деньги, комфорт езды, время сноса ТС.
Статья содержит информацию о расходе топлива для грузовых автомобилей. Также формулы для подсчета потраченных литров на километр пути.
- Нормы расхода топлива для фуры
- Типы горючего
- Бензин
- Дизель
- Альтернативные виды топлива
- Расчет по формуле
- Для пустой и груженой фуры
- Расход топлива на 100 км
- Российские грузовики
- Фуры европейского производства
- Растраты горючего на еврофуре Мерседес
- Еврофура Скания
- Потребление ДАФ
- Вольво
- Ман
- Сколько «кушает» рефрижератор
Нормы расхода топлива для фуры
С целью проведения хозяйственной отчетности для субъектов в сфере транспорта, применяющих в своих операциях подвижную технику, были приняты нормативные акты по использованию горючего для грузовых автомобилей. Разработанные документы переиздавались Министерством транспорта в 2015 году.
Сколько расходуется фурой или иным грузовым транспортом топлива на 100 км при выполнении работы, исчисляется в тонно-километрах. При этом значение увеличивается исходя из вида горючего. На новую тонну дополнительного веса на 100 км добавляется 2 л. бензинового горючего или 1,3 л если мотор дизельный. В случае СПГ необходимо прибавлять 2 кубических метра.
Детальная информация видна на видео:
Типы горючего
Фуры, как и прочий транспорт, традиционно используют для двигателя внутреннего сгорания продукты нефтепромышленности:
- дизтопливо;
- бензин;
- альтернативные виды.
Бензин
В грузовых автомобилях такое горючее используется крайне редко. Это вызвано большим расходом материалов, снижением тяги ТС, высокой стоимостью. «Бензиновые» моторы чаще ломаются. К тому же они не приспособлены к сильным перепадам температур.
Основным критерием бензина выступает октановое число, описывающее детонационную стойкость. Таким образом, чем показатель выше, тем горючее более устойчиво к возгоранию. Для регулирования значения в состав бензина внедряются присадки.
Дизель
Аналогично бензину, воспламеняемость полученной жидкости является решающим значением, которое выражается в цетановом числе.
Дизель устойчив к сильным морозам, такой автомобиль имеет больше тяги.
Альтернативные виды топлива
Интерес к таким источникам энергии обусловлен более высоким уровнем экологичности и экономии средств.

Некоторые варианты становятся особенно популярными:
- Газ природный. Транспорт на этом топливе выбрасывает меньше вредных веществ.
- ПропанБутан. Заправить полный бак таким горючим, в среднем, на 8000 рублей дешевле.
- Электричество.
- Биодизель.
Расчет по формуле
Даже водители не могут обойтись без математики.
Расчет энергопотребления для фур проводится по стандартной формуле с несколькими переменными:
- S – актуальный пробег фуры.
- Qн – норма использования топлива в литрах.
- Hsan – стандартный лимит затрат соляры на пробег груженной и пустой фуры.
- Hw – затраты горючего для перевозки (л/100 т.км).
- W – значение производимой работы, т. Км.
- D – показатель понижения или надбавки процентах.
Формула для вычисления: W равен следующему выражению = Gгр * Sгр (Gгр – дополнительный вес, а Sгр – груженый пробег, км).
Необходимо провести вычисления:
QH = 0,01 * (HSAN * S + HW * W) * (1 + 0,01 * D)
Для значения Hsan необходимы вычисления:
HSAN = HS + HG * GПР, л/100 км.
- Hs – норма потери горючего для фуры в груженом состоянии на 100 км.
- Hg – траты топлива на массу прицепа.
- Hw – норма потребления для работы по транспортировке, л/100 т/км.
Особенно сложно вычислить расход солярки на фуре на 100 км по горной местности. Подобные трассы пересекаются на низких передачах, что приводит к заметному увеличению потребления горючего.
Для пустой и груженой фуры
Количество перевозимого товара играет важную роль. Рассмотрим пример с фурой, которая транспортирует груз массой 20 тонн, где 50% приходится на прицеп.
Суммарный пробег транспорта равен 610 км, 300 из которых приходится на перевозку товара. В городской зоне преодолено 70 км, 120 относятся к дорогам возле населенного пункта, а 420 км пути – загородный участок. Фура производит перевозки в течение 10 лет, имея общий пробег 340 тыс. км.
Допустим, базовая норма растраты солярки составляет 26,3 л/км. Прикрепленный порожний прицеп увеличивает вес на 3,7 тонны.
Во время езды по городу необходимо добавлять 15% расхода, а в загородной зоне отнять 15%. Также возрастная надбавка для фуры составит 10%.
Произведем расчет горючего.
Вычисляем расход топлива для фуры без груза по указанной выше формуле:
Hsan = 26,3 + 1,3 * 3,7 = 31,1 л/100 км.
Устанавливаем значение транспортной работы: W = 20т х 300 км = 6000 км.
Таким образом, израсходование для дизеля равняется:
QH =0,01 * (31,1 * 610 + 1,3 * 6000) * (1 + 0,01 * ((15% город * 70/610 + (-15% (вне города) * 420/610 + 10% время работы)) = 271,5 л.
Для получения расхода пустого транспорта необходимо при вычислении W не вносить массу (в данном случае 20 т). Однако показатели могут колебаться и от качества бензина, дизеля.
Расход топлива на 100 км

Не стоит списывать увеличение затрат на длительный срок эксплуатации или модель фуры. Возможная причина может находиться в неправильном пользовании транспортом.
Стоит контролировать следующие факторы:
- Частотность использования кондиционера. Устройство помогает в сложных погодных условиях, однако без необходимости его не стоит применять.
- Открытые окна уменьшают аэродинамические свойства кабины, что также увеличивает расход энергии.
- Неудовлетворительное состояние двигателя способно забирать на себя часть энергии.
- Низкое давление в шинах. При необходимости колеса нужно накачать или заменить.
Увеличение расхода топлива на 100 км также может быть важным свидетельством для проведения диагностики транспорта, которые указывают на:
- Сбои в электроприборах фуры.
- Засоренные инжекторы. В этом случае смесь сгорает в холостую, не поступая в мотор.
- Неисправный термостат, который начинает неправильно настраивать расход топлива или карбюратор.
- Засоренный воздушный фильтр.
Тем не менее, если эти и прочие факторы успешно устранены, средний расход топлива для не груженной фуры на 100 км колеблется в пределах 30 л на 100/км.
Детальная информация видна на видео:
Российские грузовики
Отечественные производители наладили выпуск фур на нескольких видах горючего, с разным уровнем потребления. В таблице указаны некоторые типы наиболее популярных моделей.
| Модель | Класс | Расход горючего, л/100 км |
| ZIL-442160 | Б | 30,0-30,5 |
| ZIL-541730 | Д | 17,0-17,5 |
| ZIL-441610 | СНГ | 40-41 |
| KAZ-608 | Б | 30,5 |
| KAMAZ-44108-10 | Д | 28 |
| КамАЗ-54118 | СПГ+Д | 23,5 + 6,5 |
| LIAZ 110421 | Д | 27,0 |
| URAL-375С | Б | 49,0 |
Тягач КАМАЗ-5490 NEO путем замещения дизельного топлива на газ позволяет сэкономить до 500 000 рублей в год при пробеге 185 000 км. Такая модель будет «жрать» до 30 л при использовании дизеля.
Фуры европейского производства

Грузовики заграничных компаний особенно востребованы при международных перевозках.
Растраты горючего на еврофуре Мерседес
Mercedes Benz 1853 «Actros» на 100 км в среднем потребляет 25 литров дизеля. Модель 1850, которая стала популярна среди водителей, на 18 тонн груза тратит 25,5 л. для перевозки на 100 км.
Еще одна известная вариация – 2543, потребляет 22,6 л. и может перевозить более 17 тонн.
Еврофура Скания
Шведский производитель транспорта впечатляет экономичностью. Тип p340 поглощает 18 л/100 км, а вариант p380 затрачивает в груженном состоянии 40 л.
Потребление ДАФ
Нидерландская компания по производству грузовиков также обладает высоким качеством и показывает низкий расход топлива у фуры. Например, DAF 105 405 потребляет на 100 км 30 литров, а модель хф 95 потратит несколько больше – 34 л/100км.
Вольво
Известный бренд имеет большую линейку моделей. Благодаря обновлению, расход фуры Volvo 850 не превышает 25 л. Это отлично подойдет для работы на значительных расстояниях. Другой вариант fh12 – фура с двигателем 420 лс, расходует 43 литра в случае поездки с грузом 22-25 т.
Детальная информация видна на видео:
Ман
Германское предприятие также не отстает от конкурентов, показывая отличные цифры потребления топлива. Для примера могут выступать следующие модели:
- MAN TGA 26.480 – до 25 л.
- MAN 40.604 – 41.3 л с грузом.
- MAN 18.463 – 22,0 л на 100 км без товара.
- MAN 19.402 FLLS/N – 25,2 л.
- MAN 19.402 FLLS/N – 25,2 литры.
Сколько «кушает» рефрижератор
Для подобной спецтехники необходимо использование двух норм потребления топлива: на пробег транспорта (на 100 км) и на работу холодильного устройства на 1 час или на 1 маш. час.
| Производитель и модель установки | Расход горючего л./маш.час. |
| Рефрижератор CA300 | 1,49 Д |
| ХУ Carrier Viento 200 | 1,19 Д |
| Рефрижератор Carrier Viento 350 | 1,48 Д |
| ХУ Euro Фриго Базик | 1,45 Б |
| Рефрижератор Zephyr 200 | 1 Д |
| Кариер Максима 1300 | 2,7 Д |
| «Basic3500D» | 1,28 Д |
Как видим, расход топлива в грузовом автомобиле зависит от многих факторов. Матерые дальнобойщики могут в уме подсчитать нужное количество горючего с учетом исходных параметров. Новичку потребуется изучить нюансы, «набить руку».
В среднем, расход будет колебаться в пределах 20-40 литров на 100 км, в зависимости от тоннажа груза, местности, погодных условий, вида топлива, состояния дороги и прочего.








