Седельно-сцепное устройство тягача

«Пятое колесо», или устройство для соединения автомобильного тягача с полуприцепом – один из основных элементов грузовой фуры. Небольшая деталь держит многометровый «хвост», поэтому требования к ее конструкции и маневренности довольно строгие и закреплены на законодательном уровне.

В статье детально разберем седельно-сцепное устройство тягача (ССУ), поговорим о его разновидностях, особенностях крепления и нюансах технического обслуживания.

Что такое седельно-сцепное устройство

Это сравнительно небольшая деталь, которая крепит прицепы к тягачам. Механизм должен быть крепким, так как принимает на себя часть веса фуры. Схема сцепки полуприцепов и тягачей зависит от модели грузовика.

В РФ и СНГ наиболее распространены фуры и тяжеловесы марок «Вольво», «ДАФ», «Ивеко», «МАН», «Мерседес», «Скания». Из отечественной техники можно отметить автомобили «КАМАЗ», «Газель», «Чмзап» и «МАЗ». Большинство из них имеют схожую конструкцию крепления (всего их две). Ниже детально рассмотрим каждый тип ССУ.

Детальная информация видна на видео:

Разновидности

Устройство седельного тягача и его элементов влияет на работу грузовика. От корректной сцепки зависит маневренность тяжеловеса, расходы топлива, устойчивое положение на дороге.

Сегодня существует два типа ССУ: шкворневое и бесшкворневое. На первый приходится основная часть продукции. Второй вариант актуален для европейских производителей.

Шкворневые

Так называются ССУ, имеющие в «составе» шкворень («палец»), который устанавливается на прицепе.  Когда происходит сцепка, «палец» помещается в опорную плитку ССУ, надежные захваты обеспечивают устойчивую фиксацию.

Механизмы оснащены полуавтоматической системой регулировки, выносят нагрузки до 50 тысяч килограммов.

Бесшкворневые

Подходят для автомобилей небольших размеров и грузоподъемности (до 12 тысяч килограммов). Применимы для техники, перевозящей грузы в городской черте. Вместо шкворня здесь выступают ролики, с помощью которых прицеп крепят к тягачу. Процесс сцепки-расцепки приходится регулировать водителю.

Устройство ССУ

Функции седельно-сцепного устройства тягача
Седельно-сцепное устройство тягача.

В состав ССУ входит ряд элементов, каждый из которых играет свою роль в процессе сцепки. Совокупный вес сцепного устро-йства составляет 100–300 килограммов.

Управление ССУ делят на полуавтома-тическое и автоматическое. Во втором случае деталь сцепки снабжают датчиками, их показатели выводят на табло в водительской кабине.

Независимо от способа управления каждое ССУ оснащено основными деталями системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

Элементы конструкции

Ключевые составляющие любого ССУ выглядят так:

1. Механизм разъемно-сцепной

Он разделяет с грузовиком нагрузки при торможении и разгоне, отвечает за поворачивание фуры на дороге. Деталь может иметь один или два захвата. Большим спросом пользуются однозахватные модели – они с повышенной безопасностью.

2. Плита опоры

Служит для крепления «пальца». Плиты могут быть цельными (литыми) или сварными. Первый вариант пользуется большим спросом: детали весят меньше, имеют повышенную жесткость.

3. Элементы крепежа

С помощью них элемент сцепки фиксируют на раме тягача. Это могут быть уголковые крепежки или же монтажные плитки. Размеры крепежей зависят от высоты седла конкретного седельного тягача.

Интересно. ССУ последнего поколения служат 1,5–2 миллиона километров. Что соответствует сроку эксплуатации среднестатистического тягача.

Размеры

Некоторые габариты «сцепок» регламентированы законодательно. Это сделано для обеспечения безопасности дорожного движения, снижения риска резкого отсоединения груженых прицепов на трассах.

ГОСТы и международные стандарты подгоняют под рамки следующие параметры:

  • Диаметры сопрягаемых частей «пальцев». Они равны двум или трем с половиной дюймам (50,8 или 89 миллиметров). Подбор детали зависит от массы грузовика. При значительных нагрузках устанавливают 89-миллиметровые шкворни.
  • Радиус хвостовой части седельного тягача, радиус «носа» полуприцепа.
  • Длина от отверстия сцепки для «пальца» до кабины тягача.
  • Высота верхней части седельно-сцепного устройства под нагрузкой от уровня трассы.

Требования прописаны в стандартах ISО337, ISО3842, ISО1726 и ISО4086.

Степени свободы

Для обеспечения маневренности сцепные устройства изготавливают с 2 или 3 степенями свободы. Большинству ССУ присваивают три степени.

Под степенью свободы подразумевают возможность сцепки двигаться в нескольких направлениях: назад и вперед, вправо и влево, а также вокруг вертикальной оси «пальца». Углы наклона стандартизированы, продольные и поперечные плоскости имеют 11 и 3 градусов наклона соответственно.

Бывают в комплектациях исключения. Для техники, которой предстоит ехать по бездорожью, устанавливают угол наклона в 7 градусов. Такой же параметр подбирают для грузовиков, перевозящих тяжелые товары. Делается это для снижения скручивающих моментов.

Угол поперечного наклона в 3 градуса подбирают для дорог с качественным покрытием. Большие показатели приводят к снижению устойчивости фуры, ее «разболтанности».

Система безопасности

Как устроено седельно-сцепное устройство тягача
Основы крепления устройства.

Для контроля качества сцепления тягача с полуприцепом производители устанав-ливают на ССУ дополнительные элементы. Чаще всего сцепной механизм снабжают сенсорной системой.

Датчики фиксируют заданные расстояния, вся информация подается на монитор, установленный в водительской кабине.

Пошаговая инструкция по управлению ССУ

Корректная работа ССУ зависит от действий механика и водителя. Для того чтобы устройство функционировало стабильно, не вышло из строя раньше времени, следует соблюдать прописанные в документах на деталь правила. Шоферу важно обеспечить правильную сцепку и расцепку тягача с «хвостом», а также проводить профилакти-ческие мероприятия.

Сцепка

Процесс происходит в автоматическом режиме. По завершении водитель убеждается, что планка 20 встала в вертикальное положение. Это свидетельствует об успешном креплении.

Перед отправлением в путь шофер проверяет состояние крепежных элементов, пружинки защелки.

Расцепка

Для отсоединения прицепа делаем следующее:

  1. Планку 20 тянем наверх.
  2. Рукоять №1 поворачиваем на себя. Если деталь не поддается с первого раза, двигаем ею вверх-вниз.
  3. После этих манипуляций шток запорного кулака высвободится.

Детальная информация видна на видео:

Техническое обслуживание

За ССУ, как и за другими деталями фуры, нужно тщательно ухаживать.

Минимум раз в неделю прицеп отсоединяют, чистят, смазывают плитку седла, механизмы запора и «палец». Механики рекомендуют использовать густые смазки.

Важно следить за сохранностью механизма (отсутствием трещин, коррозии, вмятин), проверять плотную затяжку болтов.

Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.

Где можно купить

Продается седельно-сцепное устройство у официальных представителей компании-производителя. Дилеры предлагают комплектующие на заказ, в фирменных магазинах представлены детали в наличии.

Цены на ССУ зависят от модели грузовика, параметров «сцепки», страны-изготовителя.

Деталь на КАМАЗы в среднем стоит 25–30 тысяч рублей.

Стоимость «европейцев» выше. Седла для тягачей «Мерседес», «МАН», «Скания», «Вольво» стоят от 45 тысяч рублей.

Цена на механизмы последнего поколения известной марки jost – около 350 тысяч рублей.

Найти ССУ можно на сайтах купли-продажи автомобильной техники и комплек-тующих. Там представлены б/у детали. Цены на них в разы ниже, вполне реально подобрать почти новый механизм. Покупая деталь с рук, важно проверить ее состояние, прикрепить ССУ к тягачу, «прощупать» реакцию техники на комплектующую.

Такой вариант подойдет для перевозок в черте города. Для международных рейсов желательно покупать новые, гарантийные детали.

Как крепится седельно-сцепное устройство тягача
Устройство ССУ.

Итак, принцип работы автоматических и полуавтаматических ССУ одинаков. Детали отвечают за крепление полуприцепа к седельному тягачу.

Параметры седельно-сцепных устройств регулируют ГОСТы и международные стандарты, это делается для обеспечения безопасности на дороге.

Для стабильной работы ССУ следует регулярно проходить технический осмотр, смазывать детали, очищать их от грязи и пыли. Минимум раз в неделю прицеп от тягача отсоединяют.

Изношенную деталь обязательно меняют. Купить ССУ можно у официальных дилеров, заказать через интернет или приобрести на сайтах купли-продажи автотехники. При покупке б/у деталей важно соблюдать осторожность, не отправляться сразу в дальний рейс, протестировать деталь на коротких расстояниях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector