Шкворень полуприцепа: функции, размеры и типы

Шкворень полуприцепа: функции, размеры и типы Полуприцепы

Шкворневые узлы применяются в качестве основного механизма седельно-сцепного устройства (ССУ) для прицепов и полуприцепов (ПП).

Что из себя представляет этот узел, его типы, используемые размеры, особенности конструкции, расчет нагрузки, обслуживание, как выбрать – об этом в статье.

Общая характеристика шкворня на полуприцепе

Шкворень – это деталь крепления поворотного механизма ПП, выполненная в виде стержня из стали, берущей на себя основную силовую нагрузку при повороте оси ССУ.

Шкворень полуприцепа

Предназначение и функции

Шкворень полуприцепа обеспечивает надежность сцепления с тягачом. Он определяет управляемость сцепной пары. Стержень постоянно находится под воздействием высоких нагрузок, поэтому может изнашиваться, нуждаться в замене.

К седельно-сцепному устройству относится опорная плита с прорезью по центру, которая монтируется на тягаче. Установленный на ПП шкворень при сцепке вставляется в отверстие опорной плиты и крепится одним или несколькими захватами с шарнирным креплением.

Размеры

Диаметр (D) пальца сцепного полуприцепа стандартизирован и выпускается в трех вариантах:

  1. D=50,8 мм (или 2 дюйма). Предназначен для нагрузок не более 55 тонн. Применяется на большинстве тентовых полуприцепов МАЗ, ОДаЗ, Кегель, Шмитц, Крона, НЕФАЗ, Тонар.
  2. D=89 мм (или 3,5 дюйма). Используется при перемещении грузов свыше 55 т. Устанавливается на усиленных ПП КАМАЗ.
  3. D=100 мм. Предназначен для специальной прицепной техники, перевозящей военное, пожарное оборудование. Иногда монтируются на российских ПП, рассчитанных на перевозку особо тяжелых грузов.

Типы

Размер шкворня на полуприцепе – это не единственное различие в конструкции детали. Помимо диаметра, палец сцепного устройства полуприцепа бывает двух видов:

  1. С фланцевым креплением. Такая деталь крепится на платформе ПП внутри или снаружи и прикручивается болтами, фиксируемыми гайками или потайными винтами.
  2. В безфланцевом варианте шкворень устанавливается во втулку, приваренную к раме ПП. Закрепляется при помощи резьбы на верхнем конце стержня.

Особенности конструкции

Все типы шкворней изготавливаются по одному чертежу, на котором изображен стержень цилиндрической формы, на одном его конце сделана проточка унифицированной ширины. Палец концом с проточкой вставляется в соединительный узел и фиксируется в нем за счет своей формы.

Крепление

В зависимости от конструкции прицепного вспомогательного транспортного устройства палец седла полуприцепа может крепиться с помощью фланцевого соединения или резьбы, расположенных на противоположном от проточки конце цилиндрического стержня.

Шкворень на полуприцепе

Нюансы монтажа

При установке шкворня необходимо учитывать:

  • недопустимо повторное использование дефектной или восстановленной при помощи сварки детали;
  • монтаж должен выполняться в соответствии с инструкцией производителя, при нарушении порядка действий рекламации не принимаются;
  • рекомендуется замену сцепного пальца выполнять в специализированных сервисах;
  • при самостоятельной смене детали важно соблюдать способ крепления, высоту и расположение седла, расчетную нагрузку на ось и др.

На примере шквореня полуприцепа КамАЗ. Снять старый шкворень обычно не так просто, это не фаркоп, который можно выкрутить руками, в крайнем случае применяя рычаг. Если необходимо сначала удалить старую деталь, то проще всего это сделать, используя паяльную лампу и пятидесятитонный домкрат. Грея узел снаружи, поддавливая палец домкратом снизу, при помощи нескольких дополнительных усилий деталь извлекается. Подробно процесс можно найти на видео в сети.

Расчет нагрузки на шкворень

Палец седла полуприцепа несмотря на прочную сталь, из которой он изготовлен, может деформироваться, ломаться. Зачастую это происходит при нарушении балансира задней оси или при перевозке грузов с массой, превышающей нормативную.

Для того чтобы избежать повреждения шкворня, производится расчет допустимой нагрузки (D), измеряемой в Килоньютонах, по формуле:

D=g*(0,6*T*R)/(T+R-U),

где

  • g – ускорение свободного падения (9,81 м/с2);
  • U – нагрузка на седло (кг);
  • R – полный вес прицепа (кг);
  • T – полная масса тягача (кг).

Обслуживание и проверка

Перед тем как начать использовать новый шкворень, необходимо тщательно обильно его смазать. При этом высококонсистентный состав (дисульфид молибдена, графит) наносится также на накатную плиту и запорное устройство.

На заметку. Регулярное нанесение смазки на детали сцепного механизма ПП значительно повышает период его безотказного функционирования.

Как выбрать шкворень для полуприцепа

Лучше всего искать деталь на замену по коду ранее использовавшейся. Таким образом, можно найти не только такой же вариант, но и аналог, идентичный оригиналу от другого производителя.

Обычно шкворень изнашивается в результате длительной эксплуатации или при отсутствии регулярной смазки.

Российские водители предпочитают палец сцепного устройства от компаний Jost, Fontaine Truck Equipment, Georg Fisher, ASF, Fruehauf.

Например, шкворень от фирмы САФ подходит для полуприцепов Ивеко, Кроне, Вельтон, Когель, Хюндай, МАН, Шмитц Каргобулл, Мерседес-Бенц, Скания, Рено, Вольво, КамАЗ, МАЗ и ДАФ.

Шкворень JOST

Где можно купить

Наиболее широкий выбор шкворней представлен на сайтах Дром и Авито. Там размещены детали российских и зарубежных компаний. Продавцы представляют фотографии сцепного пальца, размеры, цены.

Стоимость шкворня начинается от 2 900 р. за двухдюймовую деталь российского производства с фланцевым креплением.

Присутствуют варианты и за 6 000 рублей, изготовленные фирмой Fruehauf.

Средняя цена этого узла составляет около 4 000–4 500 рублей.

Шкворень полуприцепа – деталь, которая обеспечивает сцепку ПП с седельным тягачом. При регулярной смазке, нормированных нагрузках и исправной ходовой части может служить 5–8 лет. В случае обнаружения дефекта найти новую запчасть, поставить ее можно самостоятельно.

Оцените статью
yvezi.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector