Седельные тягачи “Татра”

Объемы выпуска тягачей «Татра» довольно скромны по сравнению с современными автогигантами. Но, несмотря на это, фирма остается одним из основных поставщиков колесного военного транспорта практически во все экономически развитые государства мира.

О производителе

Единственный концерн, сумевший сохранить свою 170-летнюю историю и произ-водственную родину – это Tatra Trucks. Компания осталась верна чешской конструк-торской школе и продолжает успешно развивать и распространять ее идеи.

Пять фирменных отличий компании, проверенных временем:

  1. Единственный старожил автопроизводства Центральной Европы и второй по старшинству во всем мире.
  2. Ее первенец – легковой автомобиль 1897 года рождения, а грузовик 1898 года.
  3. Фирменная «фишка» – уникальный двигатель с непосредственным воздушным охлаждением на дизельном топливе.
  4. Автомобили «Татра» адаптированы для работы в крайне сложных условиях и проезжают там, где никто другой не способен.
  5. Уникальные авторские конструкторские решения.

Интересный факт! В 1986 году руководство компании в целях маркетингового продвижения приняло решение об участии команды «Татра» на ралли Дакар. Трассу прошли две машины Т815. Набравшись опыта в завоевывающей популярность гонке, команда Карела Лопрайса в 1988 году впервые стала победителем. После такого начала они сумели выиграть эти гонки еще пять раз.

Детальная информация видна на видео:

Общая характеристика седельных тягачей «Татра»

Легендарный тягач прочно вошел в мировой рынок в 80-е годы. В Советском Союзе с татрами познакомились во время Второй мировой войны. И с тех пор выносливые грузовики всегда присутствовали на дорогах, стройках и карьерах.

В повседневной жизни российской промышленности широко эксплуати-руются «Татра Т815» в пяти модификациях. Модели создавались для работы в самых экстремальных климатических и дорожных условиях.

Стандартные двигатели «Татры»: V8, V10, V12, устанавливаемые на всю линейку грузовиков, ориентированы на евростандарты от 2-го по 5-й уровень. Количество осей от 2 до 6.

Интересный факт! Тяжелый тягач Т111 – единственный в своем роде автомобиль, которому благодарные пользователи поставили памятник. Он находится в Магаданс-кой области, в поселке Берелех.

Предназначение и преимущества

Седельный тягач Татра используется в грузовых перевозках в составе автопоезда или большегрузного трейлера. Способ соединения машины с полуприцепом седельно-сцепной, и поэтому тягачи стали называться седельными.

Преимущества автомобиля-буксировщика таковы:

  • располагает возможностью перевозки длинномерных грузов;
  • отлично сбалансирован по отношению к своему весу и общей грузоподъемности;
  • гораздо маневреннее машин такого класса;
  • легкозаменим за счет простоты способа соединения с прицепом;
  • в ограниченном территориальном пространстве груженый прицеп можно отцеплять.

Дополнительная информация! Упрощенная конструкция соединения с полуприцепом позволяет легко заменить тягач на варианты буксировщиков поменьше, где это будет необходимо. Например, на ограниченных территориях вроде склада или порта, где перемещение больших авто может быть проблематично.

Особенности конструкции

Особенности седельных тягачей компании "Татра"
Седельный тягач “Татра”.

Угол колес относительно земли на седельном тягаче «Татра» несколько искривлен, и этим он отличается от своих аналогов из других компаний.

Самая узнаваемая черта тягача – «хребтовая рама», независимая подвеска с большим ходом (конструкторское решение Г. Ледвинки), придуманная еще 100 лет назад.

Подъем в кабину управления осуществляется с помощью выдвижной многофункцио-нальной лестницы, которую можно снимать и эксплуатировать отдельно. Салон состоит из двух отсеков. Во второй половине находится спальное место. Интерьер отделывается светлым пластиком со всеми необходимыми нишами и отсеками на рабочем месте, созданными для комфорта водителей.

Сиденья с боковыми поддержками и специальной подушкой очень эргономичны и удобны при долгих переездах.

V-образный двигатель прост в обслуживании и имеет мощность 408 л. с.

Оригинальное инженерное решение коснулось и выхлопной системы. Отработанные выхлопные газы получают дополнительную обработку, проходя через катализатор SCR. Использовать машины с такой системой в условиях Крайнего Севера не рекомендуется.

Интересно! Водители со стажем сравнивают татру с косолапым медведем. Он очень мощный и немного неуклюжий, но профессионализм водителя может легко справить-ся с этим нюансом.

Технические характеристики

Технические характеристики седельного тягача «Татра» с завода следующие:

  • Полный привод и трансмиссия.
  • Мощность от 310 до 820 лошадиных сил.
  • Восьмицилиндровый двигатель.
  • Охлаждение двигателя воздушное (воздух подается и распределяется вентилятором и системой кожухов).
  • В кабине имеется панорамное окно, пневматические сиденья, спальная полка (она полностью шумоизолирована, присутствует кондиционер).
  • Колеса используются по классической формуле 4 × 4 до 12 × 12.
  • Габариты: высота кабины 1 970 мм, погрузочная платформа имеет длину 410 мм, ширина приемной площадки 2 550 мм.
  • Топливный бак на 320 л. Расход горючего (в зависимости от мощности мотора) до 47 л/100 км.

Грузоподъемность модельного ряда 29 тонн, но может буксировать до 44 т.

Справка! Одно из оригинальных конструктивных решений завода – метод нейтрализации выхлопных газов. Вместо популярной у европейцев рециркуля-ционной системы «татровцы» используют мочевинный способ.

Модельный ряд

Модели седельных тягачей "Татра"
Грузовики “Татра”.

Грузовики «Татра» зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Они востребованы в военной, строительной, горнодобывающей отрасли.

Лесозаготовка, агротехника, нефтяная и газовая добыча, коммунальное хозяйство и пожаротушение, дальние перевозки – вот лишь неполный список направлений экономики, где задействованы тягачи чешской марки.

Семейство 815

Большегрузные 815 появились в СССР первыми. В начале восьмидесятых годов прошлого века Советский Союз был основным покупателем чешских автомобилей. Пройдя пятилетний испытательный срок, эта модель вышла серийным выпуском в 1983 году.

Были разработаны три основные модификации с вместимостью:

  • 14,9 т;
  • 15,2 т;
  • модель с увеличенным кузовом.

Кроме Союза, поставки грузовых авто совершались в Индию. Она закупала модели с шасси 6 × 6 (использовались для гражданских объектов), а 8 × 8 работали на индийскую армию.

Для эксплуатации в условиях арктического холода отлично подходят модели T 815-290n9т 4242 300, 8 × 8.1r, 264 с северными пакетами.

Дополнительная информация! В 1987 году было организовано кругосветное путешествие Tatra around the world, стартовавшее в Праге и продлившееся до 1990 года. 6 человек экипажа на Tatra 815 GTC, прозванном «Большой фургон для путешествий», проехали 75 тыс. км.

Еще одна кругосветная поездка, и снова на модели 815 4 × 4 запланирована чехами Петром Голечеком и Мареком Гавличеком на 2020 год. Век развитых коммуникаций позволит всем желающим наблюдать за приключениями команды онлайн или смотреть специально выложенные видео, виртуально участвуя в двухгодичном турне.

Детальная информация видна на видео:

Tatra 813

Первая модель, выпущенная в бескапотной компоновке. Ее специально разрабатывали для эксплуатации в военных целях. Грузоподъемность – 8,2 т. При этом она способна буксировать грузы весом до 100 т. Мощная характеристика Т813 полностью оправдывает ее народное название «Колосс».

Техническая компоновка колосса соответствует модельному ряду татр. Все фирменные «фишки» соблюдены: дизайн и мощь двигателя, особенности рамы, подвески и формула колес 4 × 4 или 6 × 6, они соответствует чешским канонам стандарта.

813-е часто использовались как артиллерийские тягачи и перевозчики понтонных парков. В гражданском варианте их нередко переделывают под хозяйственные нужды. Например, как лесовозы.

T816-6VWN9T

Седельный тягач T816-6VWN9T 43 610
Модель T816-6VWN9T 43 610.

Модель T816-6VWN9T 43 610 была создана в 1997 году специально для перевозки тяжелой армейской техники вроде танков. Колесная формула 8 × 8, мощный дизельный двигатель немецкого производства.

Полевые испытания машина проходила на ближневосточных территориях. Серийный выпуск стал возможен в 2004 году, так как до этого на нее не было заказа.

Только после 7 лет ожидания компания АТС (американская часть «Татра») сумела заключить контракт с израильской армией на 302 автомобиля. 816-я модель, названная Force, официально считалась американского производства и выпускалась с эмблемой АТС.

Т158 Phoenix

«Феникс» – результат совместных усилий разработчиков «Татра» и DAF. Основой конструкции для новой модели инженеры взяли фирменную «хребтовую раму». Целевое назначение этих машин с повышенной проходимостью и американскими двигателями PACCAR MX – карьерные работы.

На «Феникс» была поставлена кабина DAF CF85, поэтому она отличается от своих родственников по цеху. Модели разработаны с осями от 2 до 5 и колесной формулой 4 × 4, 6 × 6, 8 × 6, 8 × 8.

На заметку! В условиях российских морозов до -45 градусов двигатели PACCAR MX могут запускаться без проблем. Для этого чешские инженеры специально разработали «Арктический пакет» с обогреваемым топливным фильтром.

Другие модели

Первый грузовик, выпущенный автозаводом, был оснащен безбортовой платформой, двухцилиндровым двигателем Benz и имел грузоподъемность в 2 тонны. С начала первого массового производства в 1914 году были выпущены целые серии линеек: от Т14 до Т817 с различными модификациями.

Современные модели тягачей доступны в конфигурациях: 4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10, 12 × 12 и 10 × 8. Они сохранили свое уникальное шасси и подвеску. Изготовление же происходит с учетом самых сложных запросов клиентов.

В 2006 году «Татра» выпустила новую модель, ориентированную исключительно на Сибирь, с собственным именем «Ямал».

Модель Т163 – это своеобразное возвращение к историческим корням. Она выполнена в капотной компоновке, как дань традиции машин, долго использовавшихся в северных регионах России.

Кстати! Т815 7 предназначена для эксплуатации в армии. Она бронирована и снижена по высоте для упрощения авиаперевозок.

Отзывы владельцев

Отзывы покупателей тягачей «Татра»
Эксплуатация седельного тягача «Татра».

Надежные, выносливые и внедорожные татры всегда отличались уникальным инженерным исполнением.

Во многом успеху машин способствуют и атмосферные V8-двигатели, имеющие 462 лошадиные силы.

По мнению покупателей, работать на чешских машинах, сочетающих в себе высокую грузоподъемность, отменную проходимость и небольшие затраты на эксплуатацию, очень удобно. Отзывы водителей сходятся в одном – автомобиль «Татра» непобедим на бездорожье, комфортен в управлении и обладает титанической силой при буксировке.

Где можно купить

Во всех регионах России действуют официальные дилерские и сервисные центры «Татра». Продажа машин в них может включать в себя и доставку. Так как тягачи этой марки находятся на советском и постсоветском пространстве уже около полувека, цены на вторичном рынке на татры сильно разнятся – от полумиллиона до 15 миллионов рублей.

Основным заказчиком грузовиков из Чехии являлся СССР. После развала Союза заказов, естественно, стало меньше, и производство было значительно сокращено. Но со временем «Татра» учла все вызовы рыночной экономики, сумела остаться в строю и продолжить свой бизнес.

С конвейера завода выходит 4 модельных ряда грузовиков: 2 гражданских и 2 на армейские нужды. Они пользуются заслуженным спросом и разработаны для эксплуатации в труднодоступных районах при самых сложных погодных условиях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector